Удовлетворены ли вы условиями пребывания ребёнка в детском саду?
Статистика


Всего
Польз.
Гости
Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

педагог-психолог Крючкова Ж.В.

 

Как развить и поддержать одаренность ребенка

 

Одаренность - это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких (незаурядных) результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с показателями других людей.

Одаренность объединяет познавательную, эмоциональную, волевую, мотивационную, психофизиологическую и другие сферы психики. Ее признаки могут быть постоянными или временными, явными или скрытыми (потенциальными); она может проявляться в виде высокого уровня развития общих или специальных (интеллектуальных, академических, художественных, психомоторных, лидерских, технических) способностей.

Одаренный ребенок выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки к ним) в том или ином виде деятельности.

Одаренность как становящаяся психическая реальность

Одаренность, проходя в своем развитии ряд этапов, проявляется в психике конкретного ребенка в разной степени и форме. Как психическая реальность она может рассматриваться в виде:

  1. психического процесса, который:
    • дает возможность пробовать себя в разных видах деятельности;
    • обуславливает появление избирательного интереса и эмоциональной включенности в деятельность;
    • при создании благоприятных условий в перспективе может развиться в одаренность;
  2. психического состояния, которое:
    • возникает достаточно часто в определенном виде деятельности, закрепляется, становиться ярким;
    • стимулирует желание постоянно искать и создавать ситуации для его переживания;

3. личностной черты, свойства, которые:

  • превратили желание, интерес в единственный смысл жизни;
  • стали яркой потребностью творчества в любых ситуациях, любой деятельности.

Таким образом, одаренность - это уникальное системное качество конкретного ребенка, природная предрасположенность к реализации его психических возможностей в такой форме индивидуального развития, которая оптимальна для выполнения социально значимой деятельности одного или нескольких видов.

Дети с процессуальным уровнем развития одаренности нуждаются в таком типе образовательной среды, которая служила бы "средством раскрытия и развития природных задатков". Ее черты:

  • ориентированность на сенсорно-перцептивную сферу ребенка;
  • максимальная вариативность, разнообразие (от поделок руками до сочинения сказок и т.д.);
  • способность вызвать любопытство, а далее - интерес;
  • предоставление возможности и условий каждому ребенку попробовать себя в максимальном количестве видов деятельности (в образовательном процессе, кружках, школах, искусств и т.д.).

Дети с одаренностью на уровне психического состояния нуждаются в таком типе образовательной среды, которая служила бы "средством, дающим возможность более частого проживания состояния творческого акта". Такая среда должна:

  • во внешнем плане - способствовать обучению операционной деятельности;
  • в плане содержания - быть насыщенной ситуациями, стимулирующими творческую активность;
  • поддерживать развитие творческого мышления;
  • способствовать "проживанию состояния успеха".

Дети с личностным уровнем одаренности нуждаются в таком типе образовательной среды, которая служила бы "средством личностного становления и самоутверждения". Ее черты:

  • напряженность, максимальная насыщенность по предметному содержанию и нравственно-этическим ценностям;
  • должна быть средством удовлетворения потребности в выполнении интересующей деятельности, а также средством личностного становления в ней и самоутверждения;
  • формы работы - от индивидуальной до специальных классов и специальных школ;
  • обеспечение условий для участия ребенка в состязаниях, конкурсах, олимпиадах и т.д.

Важно, чтобы ребенок видел, что не один он увлечен определенной деятельностью, и имел возможность реализовать свои личные устремления.

Таким образом, подход к одаренности как становящейся психической реальности смещает акцент практической работы с одаренными детьми к созданию условий для проявления одаренности как становящегося системного качества, т.е. созданию условий развивающей среды, которая способствовала бы раскрытию и оптимальному проявлению природы психики ребенка.

 

Показатели одаренности ребенка перед поступлением в школу

  1. Интеллектуальная сфера: наблюдательность, хорошая память, умение излагать мысли, хорошая общая осведомленность, зачатки мыслительных операций (анализ, синтез, сравнение, обобщение), понятийного мышления (интуитивное, логическое, речевое, образное).

Сфера академических достижений:

    • чтение: выбирает чтение своим частым занятием; богатый словарный запас; зачатки навыка произвольного владения речью; чувствительность к синтаксической структуре речи; сохранение внимания при чтении; желание продемонстрировать умение читать;
    • математика: интерес к вычислениям, измерениям, упорядочению предметов; легкость в восприятии и запоминании математических символов; способность легко разобраться в измерении времени, денег; чувствительность к составу числа;
    • естествознание: внимание к предметам, явлениям мира; интерес к любопытным фактам, явлениям природы; интерес к происхождению предметов, явлений.
  1. Творчество: пытливость; любознательность; способность "с головой уходить" в занятие; высокий энергетический уровень (не устает, когда занимается творчеством); стремление делать по-своему; изобретательность в игровой, изобразительной деятельности.
  2. Общение и лидерство: легко приспосабливается к новым условиям; другие дети предпочитают выбирать его в качестве партнера по играм; сохранение уверенности в себе в общении; легкость обращения к взрослым; способность принять на себя ответственность.
  3. Сфера художественной деятельности:
  • изобразительная деятельность: большой интерес к визуальной информации; в деталях запоминает увиденное; проводит много времени за рисованием, лепкой и т.д.; получает удовольствие от этих занятий; использует оригинальные средства выразительности; уделяет внимание деталям;
  • музыка: интерес к музыкальным занятиям; чутко реагирует на настроение музыки; легко воспроизводит ритм; узнает знакомую мелодию по первым звукам.

5. Двигательная сфера: интерес к деятельности, требующей тонкой и точной моторики; хорошая зрительно-моторная координация; любовь к движениям; широкий диапазон движений; хорошо удерживает равновесие; хорошо владеет темпом; хороший уровень освоения двигательных навыков.

Способности и умения, подлежащие развитию в процессе обучения для становления одаренности

Познавательные способности: владение большим объемом информации; перенос усвоенного на новый материал; установление причинно-следственных связей; обнаружение зависимостей; умение интегрировать и синтезировать информацию; чувствительность поиска информации; построение гипотез; высокая любознательность; богатый словарный запас; умение делать выводы; умение улавливать сложные идеи; умение рассуждать; критичность мышления.

Творческие способности: способность разумно рискнуть; дивергентное мышление; быстрота мышления; способность выдвигать оригинальные идеи; склонность к изобретательству; богатое воображение; развитая интуиция.

Особенности личностной сферы: реалистическая Я-концепция; уважение к другим; терпимость к особенностям людей; склонность к рефлексии; терпимое отношение к критике; настойчивость в выполнении заданий; соревновательность; чувство юмора;  вера в себя; внутренняя мотивация.

ВЕРСИЯ ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ

ВКЛЮЧИТЬ



Проф. периодика

Архив записей