педагог-психолог Крючкова Ж.В.
Как развить и поддержать одаренность ребенка
Одаренность - это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких (незаурядных) результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с показателями других людей.
Одаренность объединяет познавательную, эмоциональную, волевую, мотивационную, психофизиологическую и другие сферы психики. Ее признаки могут быть постоянными или временными, явными или скрытыми (потенциальными); она может проявляться в виде высокого уровня развития общих или специальных (интеллектуальных, академических, художественных, психомоторных, лидерских, технических) способностей.
Одаренный ребенок выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки к ним) в том или ином виде деятельности.
Одаренность как становящаяся психическая реальность
Одаренность, проходя в своем развитии ряд этапов, проявляется в психике конкретного ребенка в разной степени и форме. Как психическая реальность она может рассматриваться в виде:
- психического процесса, который:
- дает возможность пробовать себя в разных видах деятельности;
- обуславливает появление избирательного интереса и эмоциональной включенности в деятельность;
- при создании благоприятных условий в перспективе может развиться в одаренность;
- психического состояния, которое:
- возникает достаточно часто в определенном виде деятельности, закрепляется, становиться ярким;
- стимулирует желание постоянно искать и создавать ситуации для его переживания;
3. личностной черты, свойства, которые:
- превратили желание, интерес в единственный смысл жизни;
- стали яркой потребностью творчества в любых ситуациях, любой деятельности.
Таким образом, одаренность - это уникальное системное качество конкретного ребенка, природная предрасположенность к реализации его психических возможностей в такой форме индивидуального развития, которая оптимальна для выполнения социально значимой деятельности одного или нескольких видов.
Дети с процессуальным уровнем развития одаренности нуждаются в таком типе образовательной среды, которая служила бы "средством раскрытия и развития природных задатков". Ее черты:
- ориентированность на сенсорно-перцептивную сферу ребенка;
- максимальная вариативность, разнообразие (от поделок руками до сочинения сказок и т.д.);
- способность вызвать любопытство, а далее - интерес;
- предоставление возможности и условий каждому ребенку попробовать себя в максимальном количестве видов деятельности (в образовательном процессе, кружках, школах, искусств и т.д.).
Дети с одаренностью на уровне психического состояния нуждаются в таком типе образовательной среды, которая служила бы "средством, дающим возможность более частого проживания состояния творческого акта". Такая среда должна:
- во внешнем плане - способствовать обучению операционной деятельности;
- в плане содержания - быть насыщенной ситуациями, стимулирующими творческую активность;
- поддерживать развитие творческого мышления;
- способствовать "проживанию состояния успеха".
Дети с личностным уровнем одаренности нуждаются в таком типе образовательной среды, которая служила бы "средством личностного становления и самоутверждения". Ее черты:
- напряженность, максимальная насыщенность по предметному содержанию и нравственно-этическим ценностям;
- должна быть средством удовлетворения потребности в выполнении интересующей деятельности, а также средством личностного становления в ней и самоутверждения;
- формы работы - от индивидуальной до специальных классов и специальных школ;
- обеспечение условий для участия ребенка в состязаниях, конкурсах, олимпиадах и т.д.
Важно, чтобы ребенок видел, что не один он увлечен определенной деятельностью, и имел возможность реализовать свои личные устремления.
Таким образом, подход к одаренности как становящейся психической реальности смещает акцент практической работы с одаренными детьми к созданию условий для проявления одаренности как становящегося системного качества, т.е. созданию условий развивающей среды, которая способствовала бы раскрытию и оптимальному проявлению природы психики ребенка.
Показатели одаренности ребенка перед поступлением в школу
- Интеллектуальная сфера: наблюдательность, хорошая память, умение излагать мысли, хорошая общая осведомленность, зачатки мыслительных операций (анализ, синтез, сравнение, обобщение), понятийного мышления (интуитивное, логическое, речевое, образное).
Сфера академических достижений:
-
- чтение: выбирает чтение своим частым занятием; богатый словарный запас; зачатки навыка произвольного владения речью; чувствительность к синтаксической структуре речи; сохранение внимания при чтении; желание продемонстрировать умение читать;
- математика: интерес к вычислениям, измерениям, упорядочению предметов; легкость в восприятии и запоминании математических символов; способность легко разобраться в измерении времени, денег; чувствительность к составу числа;
- естествознание: внимание к предметам, явлениям мира; интерес к любопытным фактам, явлениям природы; интерес к происхождению предметов, явлений.
- Творчество: пытливость; любознательность; способность "с головой уходить" в занятие; высокий энергетический уровень (не устает, когда занимается творчеством); стремление делать по-своему; изобретательность в игровой, изобразительной деятельности.
- Общение и лидерство: легко приспосабливается к новым условиям; другие дети предпочитают выбирать его в качестве партнера по играм; сохранение уверенности в себе в общении; легкость обращения к взрослым; способность принять на себя ответственность.
- Сфера художественной деятельности:
- изобразительная деятельность: большой интерес к визуальной информации; в деталях запоминает увиденное; проводит много времени за рисованием, лепкой и т.д.; получает удовольствие от этих занятий; использует оригинальные средства выразительности; уделяет внимание деталям;
- музыка: интерес к музыкальным занятиям; чутко реагирует на настроение музыки; легко воспроизводит ритм; узнает знакомую мелодию по первым звукам.
5. Двигательная сфера: интерес к деятельности, требующей тонкой и точной моторики; хорошая зрительно-моторная координация; любовь к движениям; широкий диапазон движений; хорошо удерживает равновесие; хорошо владеет темпом; хороший уровень освоения двигательных навыков.
Способности и умения, подлежащие развитию в процессе обучения для становления одаренности
Познавательные способности: владение большим объемом информации; перенос усвоенного на новый материал; установление причинно-следственных связей; обнаружение зависимостей; умение интегрировать и синтезировать информацию; чувствительность поиска информации; построение гипотез; высокая любознательность; богатый словарный запас; умение делать выводы; умение улавливать сложные идеи; умение рассуждать; критичность мышления.
Творческие способности: способность разумно рискнуть; дивергентное мышление; быстрота мышления; способность выдвигать оригинальные идеи; склонность к изобретательству; богатое воображение; развитая интуиция.
Особенности личностной сферы: реалистическая Я-концепция; уважение к другим; терпимость к особенностям людей; склонность к рефлексии; терпимое отношение к критике; настойчивость в выполнении заданий; соревновательность; чувство юмора; вера в себя; внутренняя мотивация. |